06:50 Парфюм времени | |
Да и купить заветный флакончик-лодочку не так просто.
1900–1915 - Изящные годы. Парфюмерный тон задают известные, а ныне забытые Дома Franois Milot, Piver, Emilia… Тогда же рождаются и завоевывают популярность «ныне здравствующие» Coty, Penhaligon’s, Caron, Roger & Gallet, Rosine. И, конечно же, ароматный мир тех лет немыслим без Guerlain.
Сара Бернар Живописью, архитектурой и дизайном правит модерн. Данью ему становятся гнутые линии и причудливые узоры флаконов, создаваемых мастерами хрусталя Baccarat и Lalique. Содержимое же этих шикарных сосудов благоухает изысканными эссенциями. Елена Рубинштейн Мари Кюри Мата Хари Роза Люксембург Томную элегию взрывают «Русские сезоны» в Париже. В моду врывается восточный колорит, яркие краски, сочный макияж. Подобная вакханалия вдохновляет Жан-Поля Герлена и Франсуа Коти на создание смелых, провоцирующих шедевров. Коти упивается нотами жасмина и иланг-иланга, не скрывая сексапильных возможностей этих растений. В Guerlain выходит L’ Heure Bleue, обольстительный аромат, доживший до наших дней. А у Caron появляется провоцирующий Narcisse Noire — «Черный нарцисс». Он покорил как Европу, так и Америку (cегодня его можно приобрести в ЦУМе). Главная же сенсация — Chypre, Coty, — запах, сложенный из нот дубового мха, цитрусовых и пачулей, становится родоначальником нового аромадвижения шипровых парфюмов. Увы, дальнейшим парфюмерным экзерсисам мешает война. 1916–1930 Бурные годы. Мир переворачивается. И становится еще интересней. Забросив корсеты, шляпы и панталоны, женщины стригут волосы, садятся за руль авто, закуривают, одевают маленькие платья и пускаются во все тяжкие. Невинно-девичьи ароматы попраны. В моде чувственность, страсть и грехопадение. Парфюмеры принимают вызов. «Я хочу аромат, которого доселе не было», — приказ Коко Шанель парфюмер Эрнест Бо выполняет в точности. Жасминово-розовый букет, обрамленный альдегидами (синтетическими молекулами, усиливающими натуральные ароматы), — Chanel № 5 становится революционным фетишем миллионов женщин. Новое детище Guerlain — духи Shalimar — прославляет трагическую историю любви и благоухающие сады Шалимар. Перед красотой аромата не устоял даже Эрнест Бо: «Из такого количества ванили я смог бы приготовить лишь сорбет. Тогда как Жан-Поль Герлен создал шедевр!» Луиза Брукс Жозефин Бейкер Грета Гарбо 1930–1940 Тревожные годы Рита Хэйворт Любовь Орлова Джейн Хэрлоу Женщины осваивают мужские профессии. Особенно — самые романтичные. Авиация — на первом месте. В честь новых небесных героинь в Caron выпускается аромат En Avion (в самолете). Но главной сенсацией тех лет стал созданный Жаком Герленом запах «Ночной полет» — Vol de Nuit, Guerlain. Он был посвящен не летчицам, а летчику — Антуану де Сент-Экзюпери. Популярность этот женский амброво-цветочный запах имел сопоставимую с известностью своего прототипа. 1940–1950 Тяжелые годы Война, оккупация, смерть и страдания… И в это страшнейшее время русская эмигрантка Надя Пайо (открывшая свой косметический центр в Швейцарии) выпускает аромат Chance, Payot. Запах в наивном флаконе-бутоньерке обещал удачу, шанс и счастливое будущее тем, кто уже почти в него не верил. Все-таки русская душа даже в эмиграции остается несгибаемой и романтичной. В 1944 году символом победы и возрожденной женственности стал запах Femme, Rochas. Изысканный, шикарно-томный аромат оповещает женщин, что им вновь дозволяется быть слабым полом. В 1947 году Кристиан Диор одномоментно меняет женский облик, вводя в моду осиные талии, пышные юбки и аромат Miss Dior с яркой шипровой нотой. Появляются Vent Vert, Balmain, и Ma Griffe, Carven, — зеленые и насыщенные композиции. Но самой яркой аромаэмблемой десятилетия становится L’Air du Temps, Nina Ricci. Свежий, нежный и безмерно романтичный аромат порождает свое течение в парфюмерии. А его шедевральный флакон с целующимися голубками превращается в символ новой весны. Миром вновь правит любовь! Вивьен Ли Ингрид Бергман Эвита Перон 1950–1960 Годы процветания Послевоенный хмель сменяется ростом буржуазных настроений. Олицетворение французского шика — Дом Herms — выпускает первый аромат, пряный Eau D’Herms. Событием становится и запах Magie, Lancme, в авангардном, скрученном флаконе. Недавно этот сосуд был возрожден для нового шедевра — Hypns На пятки французской парфюмерии наступает Америка: запах Youth Dew, созданный Эсте Лаудер, становится хитом продаж 1954 года. Этот аромат впервые сопровождает банная линия — масло для ванны и т. д. Женственность становится все рафинированней. Из забвения возвращается Габриэль Шанель. Вопреки ожиданиям, аромат, который появляется после стольких лет молчания, посвящается не женщинам. Об этом лаконично возвещает название: Pour Monsieur. Зато Кристиан Диор творит для слабого пола. Легкое благоухание ландышей в Diorissimo покоряет тех, кто устал от синтетического флера. Поклонниц находят и изящные Cabochard, Gres, в дивном флаконе с бантом. В СССР этот (как и многие другие) аромат появится лишь в конце восьмидесятых. И останется в памяти многих именно благодаря матовому бантику — символу Дома Gres, основательница которого прославилась шляпами с неординарными бантами. Одри Хепберн Грейс Келли Ава Гарднер
Шестидесятые свалились как снег на голову со своей свободной любовью, интеллектуальным чтивом и культом юности. Для девушек составляются милые, свежие композиции. Самый шикарный подарок юной леди — безупречные Calche, Herms, с доминирующей нотой горького апельсинового дерева. В 1965 году парфюмером Дома Guerlain становится Жан-Поль Герлен. Его визитная карточка — восточно-пряный мужской Habit Rouge: «Лучший аромат для женских воспоминаний». 1966 год... Гром грянул внезапно: девочки берут на вооружение свободную любовь и неприличные мини-юбки. Их бойфренды швыряются булыжниками в полицейских и сходят с ума от воплей Rolling Stones. Первым почуял новый ветер величайший парфюмер Эдмон Рудницка. По заказу Christian Dior им создается туалетная вода Eau Sauvage — первое воплощение идеи унисекс. Изначально запах предназначался мужчинам, однако он соблазнил и их подруг, послужив началом повального увлечения шипрово-цитрусовыми нотами. Появились пикантная Eau de Rochas, лимонная O de Lancme, горьковатая Eau de Patou. Монтсеррат Кабалье Марго Фонтейн Брижит Бардо 1970–1980 Годы феминизма Далида Анна Герман Барбара Брыльска В 1977 году Ив Сен-Лоран совершает крутой вираж — духи Opium становятся первым восточным парфюмом после Shalimar. Общество оказалось готово к таким поворотам: Opium сметают с прилавков. Это не просто успех, это массовое помешательство. Отныне всех интересуют только густые, пряные, провоцирующие ароматы: Ho Hang, Balenciaga; Magie Noire, Lancme; J’Ai Os, Guy Laroche. В Нью-Йорке Эсте Лаудер отвечает на триумф Opium, которые она считает копией своих Youth-Dew, созданием Cinnabar: око за око. Все три аромата действительно схожи: пачули, гвоздика, ладан, жасмин, ваниль и амбра. Но у каждого — своя когорта поклонниц. И поклонников: мужчины сходят с ума от своих сексуально благоухающих спутниц. Роми Шнайдер Фарра Фосетт Джейн Биркин В СССР проникает французская парфюмерия. Духи Climat, Lancme, превращаются в объект желания советских женщин. Но 25 рублей за флакон при средней зарплате в 120–150 руб. заплатить могут далеко не все. Да и купить заветный флакончик-лодочку не так просто. Словосочетание «французские духи» надолго становится олицетворением статуса и благосостояния. А для многих детей этот запах всю жизнь будет связан с семейными торжествами, театром, гостями и прочими радостями. 1980–1990 Роскошные годы Довольно завоеваний и карьеризма. Дамы добились почти всего, и их вновь потянуло из офиса. В спортзалы: аэробика вошла в моду. В театры и кинотеатры: новые постановки так увлекательны. Домой, к телевизорам: миром правит «Династия». Наступает эра чрезмерности: широчайших плеч и рукавов, высочайших каблуков, узких юбок, стразов и интенсивных до одури ароматов. В ресторанах не редки объявления — «No smoking, No Poison». Аромат, созданный в Dior, становится нарицательным символом эпохи. Его творцы сознательно соединили фруктовые, цветочные, пряные и мускусные ноты в экстремальной дозировке. И вошли в историю! Интесивную тему развивает и восточно-сладкий запах Samsara, Guerlain. А в 1985 году рождаются шокирующие Obsession, Calvin Klein. Новые парфюмерные страницы пишет и ювелирный Дом Cartier. Запахи Must de Cartier и Panthre de Cartier становятся олицетворением шика. Флакон Panthre завораживающе красив: 58 граней, хрустальная пантера на вершине — шик! Падает железный занавес. И на СССР обрушивается шквал зарубежной парфюмерии. Мы окунаемся в облака Anais-Anais, Cacharel; Lumire, Rochas; чтим все запахи открывшихся в Москве бутиков Dior, Lancme, Este Lauder и Nina Ricci. Русские становятся ярыми поклонницами всех парфюмерных творений! Беназир Бхутто Шер Раиса Горбачева
Наступает эра рекламы и коммуникаций. Власть над женскими умами захватили топ-модели, чьи исхудавшие тела и фотогеничные мордашки становятся эталонами красоты. И олицетворением модных ароматов, производством которых занялись все ведущие модельеры и Дома моды. Запахи Sonia Rykiel, Calvin Klein, Hugo Boss, Jean Paul Gaultier, Yohji Yamamoto, Issey Miyake становятся бестселлерами. Отныне никто не хранит верность одному запаху. Духи стали сродни модной одежде. А кому охота постоянно ходить в одном платье?! Начало девяностых ознаменовано появлением трех легенд. Розово-пудровые Trsor, Lancme, провозглашаются эталоном женственности. Благоухающие флердоранжем Amarige, Givenchy, — гимном любви (Amarige — видоизмененный вариант слова Mariage, означающего «свадьба»). А сладко-десертные Angel, Thierry Mugler, — воплощением соблазна. При этом сам Тьерри Мюглер утверждает, что воссоздавал ароматы воскресной ярмарки детства: горячей карамели, печеных яблок, пирожных и даже… бороды своего отца! Соблазнительно, однако, она пахла… Ума Турман Синди Кроуфорд Джулия Робертс В середине десятилетия на смену теплым, дамским запахам приходят вместе с тоненькой, бесполой, потерянно бредущей по подиуму девочкой-подростком пронизанные кислородом, водой и свежестью ароматы унисекс. Бодрящий CK 1, концептуальный Odeur 53, Comme des Garons, изысканно-строгий Bvlgari Black, Bvlgari. Но как в одежде, так и в парфюмерии стиль унисекс недолго властвует над женщинами, которые начинают тосковать по мягким и эротичным ароматам. Парфюмеры идут им навстречу.Мир вновь наполняется нежностью: Pleasures, Este Lauder; Noa, Cacharel ; Acqua di Gio, Giorgio Armani. Клаудиа Шиффер Ирина Хакамада Мадонна Открытием и символом десятилетия становятся Allure, Chanel, с беспрецедентной фасеточной композицией, в которой нет привычных всем верхних, средних, глубинных нот. Аромат звучит индивидуально на коже каждой женщины, но не меняет своего характера со временем. Завершает эпоху девяностых красивейшие золотистые духи — J’Adore, Dior. «Эротичные без вульгарности и женственные без навязчивости» — так характеризуют их знатоки и поклонницы. С ними не поспоришь! Причудливые истории о запахах минувшего, настоящего и будущего рассказывает Мария ТАРАНЕНКО. Продолжение на: elle.ru Нашла у Kokette | |
|
Всего комментариев: 0 | |